Что такое лонжерон в автомобиле и где он находится?
Наверх страницы
Выбрать тематикуеще 12
Что такое лонжерон на авто и его основные функции? Как правильно восстановить лонжерон после ДТП, а также возможные последствия ремонта.

Содержание

Функции лонжерона

Особенности конструкции и виды лонжеронов

Способы восстановления и ремонта


Лонжерон автомобиля – это одна из главных частей силовой конструкции автомобиля. Он предназначен для увеличения общей жесткости кузова и, частично, для поглощения ударов. Представляет собой металлическую коробчатую балку, изготовленную из алюминиевого или титанового сплава, которая находится в передней, средней или задней части автомобиля, а в отдельных случаях проходит по всей длине кузова. Лонжеронов в автомобиле всегда два (левый и правый). Они могут быть скреплены между собой несколькими поперечинами, что в совокупности образует несущую раму. Такая конструкция была широко распространена в автомобилестроении в ХХ веке. Однако в наше время эту технологию используют только на грузовых и некоторых внедорожных автомобилях. Массовый отказ производителей от лонжеронной рамы на легковых автомобилях произошел из-за большого веса этой конструкции. В этом плане технология несущего кузова выглядит намного более привлекательной. О ней мы и будем повествовать далее.

Лонжерон автомобиля – это одна из главных частей силовой конструкции автомобиля data-mce-src=Лонжерон автомобиля – это одна из главных частей силовой конструкции автомобиля

Функции лонжерона

В связи с растущими требованиями к безопасности автомобилей, лонжерон, кроме своих обычных функций (увеличение жесткости; восприятие веса кузова, узлов, грузов), стал играть роль дополнительного амортизатора при деформации во время аварии. Для этого производители делают так называемые деформируемые зоны. Это достигается путем уменьшения толщины стенок лонжерона, проделывания отверстий в наименее нагруженных местах и создания специальных складок. Благодаря этим техническим решениям, лонжерон при аварии сминается и тем самым поглощает значительную часть кинетической энергии удара. Это значительно повышает безопасность автомобиля.

Особенности конструкции и виды лонжеронов

В легковых автомобилях применяются лонжероны раздельной и цельной конструкции. Как можно понять из названия, раздельный лонжерон состоит из нескольких частей, каждая из которых находится в определенной части кузова (передней, средней или задней) и усиливает ее. Соответственно, передний лонжерон усиливает моторный отсек, средний – днище кузова, задний – корму кузова. Стоит отметить, что среднего или заднего лонжерона может не быть в конструкции авто, но передний будет всегда. Это обусловлено сильной загруженностью передней части автомобиля (вес двигателя и коробки передач; силы и моменты, возникающие при работе узлов и агрегатов).

Лонжерон передний правый data-mce-src=Лонжерон передний правый

 Цельный же лонжерон выполнен одной балкой, которая тянется вдоль всего кузова. Такая конструкция более надежна и долговечна, но дорога и сложна в изготовлении.

Объясняется это тем, что лонжеронам необходимо придавать сложную форму, не теряя при этом в прочностных характеристиках кузова.

Следующий показатель, по которому можно охарактеризовать лонжероны, – это положение относительно друг друга:

  • горизонтально параллельно друг другу (применяется в основном на грузовых автомобилях);
  • горизонтально под определенным углом (применяется на внедорожниках, способствует повышению маневренности, за счет увеличения угла выворота колес);
  • изогнутые, вертикально расположенные (снижают центр тяжести, благодаря более низкому уровню пола);
  • изогнутые, горизонтально расположенные (снижают центр тяжести, повышают пассивную безопасность в случае бокового столкновения)

Лонжерон автомобиля

Способы восстановления и ремонта

Как уже было отмечено, лонжерон при эксплуатации принимает на себя значительные механические нагрузки. Соответственно, в нем постепенно накапливается усталость, что приводит к изменению свойств металла и трещинам. И если этот процесс запустить, то рано или поздно, даже под действием незначительной нагрузки, произойдет разрушение лонжерона. Поэтому за состоянием лонжеронов необходимо постоянно следить. В случае появления трещин или следов коррозии, их нужно как можно быстрее устранить. Так как на начальном этапе мелкий ремонт еще может продлить срок службы лонжерона. Следует помнить, что он изготовлен из алюминиевого или титанового сплава, а сварка этих металлов требует значительных навыков.



Отдельно стоит упомянуть о лонжеронах, которые имеют следы деформации или смещения с изначального положения. Если вы при покупке автомобиля поехали на диагностику и обнаружили такие проблемы, то это серьезный повод задуматься о целесообразности приобретения. Ведь, скорее всего, эта машина была в ДТП. Увод в сторону лонжерона приводит к изменению геометрии подвески и, как следствие, машина будет плохо слушаться руля, ее придется «ловить» на дороге, будет неравномерно стираться резина, а также будет сложнее входить в повороты, ведь кузов уже не имеет изначальной жесткости. В конце концов, этот лонжерон может просто лопнуть в дороге, что чревато печальными последствиями. О таких мелочах, как неплотное прилегание кузовных панелей, перекос и заклинивание дверей, разность зазоров, и говорить не приходится.

Правка лонжеронов на стенде data-mce-src=Правка лонжеронов на стенде

 Ремонт таких лонжеронов возможен только в нескольких вариантах:

  1. При небольшой деформации возможен ремонт на специальном стенде – каролинере. Для этого машина практически полностью разбирается, и лонжерон правится до начального положения.
  2. Возможна частичная замена лонжерона. Происходит это в том случае, если небольшой его концевой участок выгнут. Тогда эту часть вырезают, а на ее место приваривают новую.

Но даже после такого ремонта нужно помнить о том, что прочностные характеристики кузова изменились в худшую сторону.

Как правило, при сильном повреждении лонжерона кузов считается непригодным к дальнейшей эксплуатации. Однако некоторые автомастерские обещают полную замену лонжерона. Но не стоит верить этой рекламе, так как, во-первых, в условиях даже самой хорошо оборудованной мастерской это сделать невозможно. Во-вторых, при попытке сделать это, можно еще сильнее усугубить ситуацию. В-третьих, такое мероприятие будет стоить довольно дорого при сомнительном качестве ремонта. В-четвертых, вероятнее всего, что вам не дадут никакой гарантии надежности. Исходя из всего отмеченного выше, можно сделать вывод, что при попытке сэкономить и отремонтировать лонжерон, вы экономите на безопасности, а делать это крайне не рекомендуется.

А у нас есть канал в Яндекс.Дзен

Подписывайтесь, чтобы получать свежие материалы в момент их публикации!

Лучшее

Шумоизоляция дверей автомобиля своими руками
30В избранное
Шумоизоляция дверей автомобиля своими руками
Перейти в рубрику «Запчасти и аксессуары»

Вопросы к автору

Похожие авторы

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Статья полезна?0
В избранное
0 комментариев к статье

Для написания комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

Пока не добавлено ни одного комментария. Будьте первым!

Задать вопрос автору
Задать вопрос
Свернуть
Не более 3-х
Запчасти и аксессуарыУдалить

Список вопросов пуст

В это время на главной странице

Сообщите нам об ошибке

Вставить изображение

Графические файлы до 5мб

Пожалуйста, заполните все необходимые поля.

Пожалуйста, подтвердите, что не являетесь роботом.