Дисграфия у детей
Наверх страницы
Выбрать тематикуеще 12

Дисграфия у детей: причины, признаки и преодоление

Опубликована 10.04.2018
Прочтения: 467

Рассказываем о том, что такое дисграфия, почему она возникает, как ее распознать и преодолеть.

Знали ли вы, что один из самых известных кинорежиссеров Стивен Спилберг, певица Шер страдали дисграфией? Что же такое дисграфия? Совсем недавно данное понятие заменялось обществом — «ленивый», «невнимательный» ребенок. Однако ошибки по русскому языку не исчезают при работе со «вниманием» и «ленью».

Дисграфия — это стойкие специфические ошибки, проявляющиеся на письме, которые не следует принимать за описки.

Признаки дисграфии

Мы с вами не будем вдаваться в сложную терминологию, а выделим следующие признаки, по которым можно определить нарушение письменной речи. Постоянное проявление одной — двух и более из ниже перечисленных ошибок говорит о наличии дисграфии.

Дисграфия проявляется:

 В пропусках и перестановках, дополнительных вставках букв в словах.

 В раздельном написании частей слова.

 В отсутствии границ предложений.

 Замены и смешения букв на письме по фонематическому признаку (б — п; в — ф; к — г; д — т; з — с; ж — ш; о — у; е — ю; ц — т; ч — ш; л — р; с — ш; и т. д).

 Неправильное написание безударных гласных в корне слова после того, как правило уже изучено.

 Неправильное употребление падежных окончаний.

 Неумение согласовывать существительное с прилагательным.

 Несогласованность слов в предложении.

 Пропуски и замены предлогов.

 Пропуски главных и второстепенных членов в предложении.

 Если ребенок путает на письме схожие по внешнему виду буквы (о — а; у — и; и — ш; б — д; п — т; л — м; к — н; ш — щ; и — ц; ц — щ; з — е).

 Ребенок не замечает поля в тетради и продолжает писать до самого края.

Дисграфия

Причины дисграфии

Каковы же причины дисграфии, спросите вы? Рассмотрим их более подробно.



 Нарушение звукопроизношения, связанное с нарушением фонематического слуха. Такие дети неправильно произносят звуки и так же пишут их, как слышат. Например, вместо звука [Ш] слышат и пишут [С]. Например, «мосина» вместо «машина».

 Фонетическое нарушение — ребенок на слух путает близкие по звучанию звуки: звонкие — глухие, твердые — мягкие, ребенок не может выделить заданный звук в слове, определить количество звуков, то есть в дошкольном возрасте не научился звуко-буквенному анализу и синтезу.

 Неисправленное общее недоразвитие речи. У таких детей нарушена слоговая структура, в речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок не согласовывает слова в предложении. Например, «Машина ехала дорога».

 Слабо развито зрительное и слуховое внимание и память.

 Низкая готовность ребенка к школьному обучению.

 Раннее обучение иностранным языкам. Дисграфию может спровоцировать раннее (до того, как сформировался родной язык) обучение иностранному языку.

Дисграфия

Преодоление дисграфии

Безусловно, стоит обратиться за квалифицированной помощью к специалисту, но есть несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии в домашних условиях:

 Корректурная правка

Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, их также следует задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружок. Буквы должны быть парными, похожими в сознании ребенка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п -т; п-р; м-л.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Обратите внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

 Пишем вслух

Я считаю этот прием одним из самых важных и ничем не заменимым по преодолению нарушения письма: все, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением букв в слабой позиции. Например, «На стОле стОЯл куВшин С мОлОком».

 Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Не оставляйте ребенка без помощи и помните: дисграфию можно и нужно предотвратить!

Лучшее

Что почитать ребенку в 5 лет
Прочтений:20769
В избранное
Что почитать ребенку в 5 лет
Роль фонематического слуха в речи ребенка
Прочтений:731
В избранное
Роль фонематического слуха в речи ребенка
Отдых с маленькими детьми: советы мамы
Комментариев:2
Прочтений:1335
В избранное
Отдых с маленькими детьми: советы мамы

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Статья полезна?0
В избранное

Для написания комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

Пока не добавлено ни одного комментария. Будьте первым!

Сообщите нам об ошибке

Вставить изображение

Графические файлы до 5мб

Пожалуйста, заполните все необходимые поля.

Пожалуйста, подтвердите, что не являетесь роботом.

Экономьте до 30% с 1000sovetov.ru

Получайте классные подборки интересных и недорогих товаров с Aliexpress каждую неделю!