Гонки на ретро-автомобилях: Back in USSR - 1000sovetov.ru
Наверх страницы
Выбрать тематикуеще 12

Гонки на ретро-автомобилях: Back in USSR

Опубликована 05.10.2017
Прочтения: 441

Соревнования на ретро-автомобилях - отличная возможность продемонтрировать всю мощь и уникальность отечественных машин времен СССР. В чем же их прелесть?

Вам нравится благоговейная, умиротворяющая музейная тишина, пропитанная пылью веков? Лично мне по душе иная старина. Грохочущая и ревущая, яростно плюющаяся огнем из выхлопных труб, визжащая покрышками в поворотах. И в то же время очень красивая, сверкающая хромом и аэрографией в стиле Back in USSR. 

Вспомнить все

Идея выводить на старт советскую автотехнику витала у основателя и владельца компании «Старое время» Александра Смирнова, занимающегося реставрацией и восстановлением ретро-автомобилей, уже давно. Примеров соревнований заслуженных олдтаймеров за границей достаточно много. Исторические ралли Mille Miglia Storica и Rallye Monte-Carlo Historique, кольцевые гонки ADAC 24h Classic, RDRM, состязания на болидах Формулы-1 50-80-х годов Historic GP Cars и Grand Prix Masters, наконец, Oldtimer Grand Prix, проходящий на Нюрбургринге аж с 1973 года. В 2010 году свой Кубок Dzintara Aplis, то есть «Янтарное кольцо» на знаменитой трассе Бикерниеки под Ригой стали проводить любители ГАЗ-24 из Латвии. В 2013 году «Смирнов сотоварищи» организовали заезды на время, а 18 июня 2014 года состоялся первый этап Moscow Classic Grand Prix на подмосковном автодроме Moscow Raceway.

Постепенно в рамках MCGP стал проходить Кубок Дружбы с участием иностранных пилотов на иностранной же технике, к классам кузовных исторических автомобилей присоединился зачет советских «формул», а помимо состязаний в формате тайм-аттак (раздельное прохождение круга на лучшее время) добавился масс-старт — гонки с общим стартом и очной борьбой. В 2017 году впервые состоялся «Кубок Страны» — трехэтапное первенство, проходящее на различных российских автодромах — Moscow Raceway, «Нижегородское кольцо» и «Смоленское кольцо».

— Мы начинали с восьми машин в 2013 году, а сейчас на старт MCGP выходит 150 автомобилей, за рулем которых пилоты из России, стран Балтии, Украины, Беларуси, Германии, — говорит Александр Смирнов, перекрывая голосом шум заводящихся двигателей. Скоро старт.

 data-mce-src=

Все возрасты покорны

На финал «Кубка Страны» заявились 41 участник. На старт, правда, вышло 28 пилотов. Остальные не смогли приехать или даже добравшись до автодрома, столкнулись с поломками и отказами техники. Увы, не удалось посмотреть в деле «прокачанный» по регламенту «Жигули+» ВАЗ-2102 1977 года, построенный Владимиром Шевелем, или интереснейший пикап ИЖ-27156 зачета «Москвич-2000» Евгения Баева. Из анонсированных «формул» до «Смоленского кольца» доехала лишь «Эстония-21-10» 1986 года. И то ее пилот Кирилл Будовский из-за явных технических проблем не смог по-настоящему «прохватить» на раритетном болиде.

 data-mce-src=

Зато приехали латыши — Янис Гропе и Нормунд Добумс на ГАЗ-24. Гостей не смутила дальняя дорога и то, что зачет в Кубке получают только граждане России. Для заболевшего автоспортом преграды не имеют значения.

Несколько слов о технике. Возраст автомобиля не принципиален. Основной критерий — машина должна быть снята с производства. Самый почтенный возраст — у ГАЗ-21 Александра Смирнова: его «Волжанке» 52 года! 50-летний рубеж перешагнули еще две машины — ГАЗ-21 Владимира Романенкова и Москвич-408 Валентина Тенишева. Самая молодая — вазовская «пятерка» Алексея Кутяева, ей всего 12 лет.

 data-mce-src=

Автомобили разделены на несколько классов в зависимости от установленного двигателя, кубатуры мотора и степени доработки. «Стандарт» говорит сам за себя, это самый доступный по финансам вариант, где применяются серийные агрегаты, плюс обязательный для всех набор — вварной каркас, пятиточечные ремни безопасности, гоночное кресло («ковш»), система пожаротушения, а пилоту необходим комбинезон и шлем. Само собой, все омологированное, то есть соответствующее международным стандартам FIA. Самый топовый класс — «Жигули+», где разрешены многочисленные доработки и улучшения.



«Москвич-1600», «Жигули-1300», «Жигули-1600» — тут без комментариев, разделение по объему движка, а с «Волгами» все замысловатее. Зачеты «Волга» и «Волга-406» разнятся «пламенными моторами». В первой группе допускаются родные двигатели ЗМЗ-402 и современные ЗМЗ-409, правда, с карбюратором. В «Волге-406» применяются ЗМЗ-406.

— Родные 402-е моторы доставляли немало хлопот на трассе, — пояснил Александр Смирнов. — Они, как это сказать, не совсем гоночные. Часто ломаются, и содержать такой дорого, приходится чинить после каждого заезда. Поэтому разрешили 409-е движки, чтобы получать удовольствие от соревнований, а не ремонтироваться в постоянном режиме.

Джентльмены, заводите моторы!

Субботние квалификации расставили пилотов по стартовой решетке. Впрочем, дождливое воскресное утро не оставило камня на камне от «сухих настроек» автомобилей. Механики и пилоты в спешном порядке бросились менять баланс тормозов и настройки подвески.

 data-mce-src=

Для плотности и наполняемости пелетона зачетные группы объединили: в одном заезде стартовали «Жигули» и «Жигули+», в другом — «Волги», «Москвич» и «Стандарт». Всего четыре воскресных гонки — по две в каждом классе.

 data-mce-src=

Мокрая трасса и классический задний привод добавили зрелищности происходящему после старта. «Жиги» и «баржи», как называли «Волги» в советском автоспорте, отчаянно дрифтовали в поворотах, скользили на торможении, вылетали на траву и песок на обочинах, разворачивались поперек трассы. Особо эпичным выдался второй «жигулевский» заезд под настоящим ливнем. Тем не менее красивейшая борьба Андрея Козлова и маститого Владимира Череваня, действующего пилота Российской серии кольцевых гонок, заставила забыть о стекающих за шиворот каплях, мокрых кроссовках и забрызганном объективе «Никона». Каждый поворот смоленской трассы становился ареной соперничества двух ВАЗ-2107, они то и дело менялись позициями, обгоняя друг друга. И все это под стеной дождя с небес, в облаке водной взвеси, на гражданских покрышках при скорости за 100! С этих ребят надо учебник по гонкам писать, с главы «Дождевые условия». Вот уж действительно, real cars, real racing!

 data-mce-src=

Живая история

Кто же эти люди за рулем машин, которым по всей логике уже ставят прогулы на свалке списанного в утиль металлолома?

Участники Moscow Classic Grand Prix — очень разношерстная компания. Возраст — от 20 с хвостиком до 83 лет. Да-да, легенда советского автоспорта Эдгард Львович Линдгрен до сих пор садится в кокпит своей «Эстонии» и периодически приезжает на подиум, опережая людей, годящихся ему во внуки. Кстати, и на «Смоленском кольце» второе место в самом «заряженном» зачете «Жигули+» завоевал 70-летний Александр Нуждин, двукратный чемпион СССР, чемпион России, победитель Кубка Дружбы соцстран, мастер спорта международного класса. А на третье в зачете «Стандарт» приехал еще один заслуженный ветеран Игорь Агаев, мастер спорта, двукратный призер чемпионатов СССР.

 data-mce-src=

— 27 сентября 2017 года исполнится 50 лет, как я в автоспорте, — улыбается 61-летний гонщик. — Начинал с картинга, гонялся на треке, в кроссе, кольце, выступал в Формуле-3. Ездил на всех легковых машинах, какие есть в этом чемпионате. В том числе и на ВАЗ-2105 в 80-х годах прошлого века. Поэтому мой выбор такой же машины вполне обоснован. Свою «пятерку» 1998 года купил за 30 тысяч рублей. Вложил порядка трехсот. Делал ее целый год, для облегчения веса даже заводскую мастику с кузова сняли. В классе «Стандарт» скорости можно достичь только за счет настроек и наладки машины. Ну и все комплектующие ставим только лучшие, какие возможно. В итоге машина едет очень быстро, ни одна серийная, даже в отличном состоянии, не угонится. Что дают мне эти соревнования? У нас они в крови, от этого невозможно отказаться. Вот сижу дома, давление — 130. Пришел в гараж, сел в машину — давление 115 (смеется). Гонки — это жизнь... 

Помимо заслуженных, легендарных и прославленных спортсменов, в Moscow Classic Grand Prix гоняются действующие профессиональные пилоты: Владимир Черевань, Наталья Гольцова и Виталий Ларионов. Участвуют приглашенные «звезды», такие как Михаил Алешин или «российский голос Формулы-1» Алексей Попов, автомобильные журналисты, энтузиасты старой советской техники со всех уголков России от Москвы до Благовещенска, начинающие гонщики. Считается, что в MCGP самый доступный «входной билет» в кольцевой любительский автоспорт. Машину можно купить за несколько тысяч, правда, вложить придется в разы больше. Впрочем, автоспорт был недешевым удовольствием даже в советские времена.

 data-mce-src=

— Это моя вторая гонка и первое в жизни призовое место! До этого никогда не занимался автоспортом, считай, человек с улицы, — делится своими эмоциями 36-летний москвич Дмитрий Шервашидзе. — Помогли ребята, у которых уже был опыт участия в этом чемпионате, подсказали, с чего начать. Решил купить «Волгу» — у моего дедушки была такая же. Собирали машину из разных частей — собственно, этот автомобиль никогда не был единым целым. Остановился на 406-м моторе, поэтому гоняюсь в зачете «Волга-406». Общая сумма затрат составила в районе миллиона рублей. Не так уж много, если сравнивать с другими гоночными сериями. В Moscow Classic Grand Prix очень теплая атмосфера, дружелюбная, я бы сказал. Своими глазами видишь знаменитых советских пилотов, о которых слышал еще в детстве, читал о них в «Советском спорте» и журнале «За рулем», общаешься с такими же поклонниками старинных машин, узнаешь массу интересного.

 data-mce-src=

MCGP — не просто гонки, погоня за очками, призами, наградами. Это целый мир, где люди, влюбленные в ретро-технику, дают ей вторую жизнь, параллельно показывая зрителям, приходящим на гонки, всю красоту и мощь нашей автомобильной истории. К ней можно прикоснуться, послушать, как она звучит, увидеть, как она устроена и как она едет. Она живая, понимаете?

А у нас есть канал в Яндекс.Дзен

Подписывайтесь, чтобы получать свежие материалы в момент их публикации!

Лучшее

На что обратить внимание при покупке велосипеда
00В избранное
На что обратить внимание при покупке велосипеда
Как избавиться от запаха сигарет в машине
03В избранное
Как избавиться от запаха сигарет в машине
Как быстро проверить качество бензина?
00В избранное
Как быстро проверить качество бензина?
Перейти в рубрику «Другое»

Похожие авторы

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Статья полезна?0
В избранное
0 комментариев к статье

Для написания комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

Пока не добавлено ни одного комментария. Будьте первым!

Задать вопрос автору
Задать вопрос
Свернуть
Не более 3-х
ДругоеУдалить

Список вопросов пуст

В это время на главной странице

Сообщите нам об ошибке

Вставить изображение

Графические файлы до 5мб

Пожалуйста, заполните все необходимые поля.

Пожалуйста, подтвердите, что не являетесь роботом.