Как ребенок отделяется от мамы
Наверх страницы
Выбрать тематикуеще 12

Как ребенок отделяется от мамы: этапы и нормы

Опубликована 26.07.2017
Прочтения: 1878

Стремление к отделению заложено в человеке природой точно так же, как и сильная зависимость, в которой находится малыш в первые месяцы жизни. Предлагаю разобраться по порядку, как происходит отделение ребенка от мамы.

Содержание 

Этап полного симбиоза

Этап противозависимости

Этап независимости

Этап взаимозависимости

Признаки того, что взрослый человек не отделился от родителей


Неуверенность в себе, неспособность к длительным взаимоотношениям, инфантильность, страх родителей, неумение решать конфликты и быть деятельным — такие критерии могут стать свидетельством того, что взрослый человек не отделился от своих родителей. Тогда ему сложно самому зарабатывать себе на жизнь, принимать решения, нести ответственность, делать выбор, ошибаться и сотрудничать. 

В психологии есть понятие границ. Мы отделены от окружающего мира не только физически, но и психологически. Что же включено в психологическую составляющую? Это наши потребности, мотивы, эмоции, чувства, мысли, намерения. Ребенок отделяется от мамы сначала физически, а потом психологически. Сначала малыш не понимает свои собственные потребности и эмоции, со временем начинает их осознавать. Неспроста ребенок считается самым зависимым существом по сравнению с другими млекопитающими, ведь именно долгий этап зависимости способствует развитию.

Этап полного симбиоза

С самого рождения и приблизительно до возраста 6-9 месяцев ребенок находится в полном слиянии с матерью. Во время рождения происходит физическое отделение малыша, но психологически дети остаются в полной зависимости от взрослого (матери либо человека, ее заменяющего). Такое слияние обеспечивает психологическое здоровье ребенка и его безопасность, а также накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь.

Для малыша важно, чтобы его потребности в эмоциональном контакте со взрослым были удовлетворены прикосновениями, улыбкой, общением. Часто говорят, что маленький ребенок еще ничего не понимает. Это не так. Малыш чувствует состояние мамы и ее настроение. Хорошо, если папа так же поддерживает связь с ребенком. Хотя в классической психологии и считается, что присутствие отца в жизни малыша в первое полугодие не так значимо, все-таки некоторые современные исследователи говорят об обратном.

В период до 6 месяцев для ребенка ведущее значение имеет присутствие рядом значимого взрослого – так ребенок чувствует себя в безопасности. Именно поэтому считается естественным часто носить ребенка на руках, практиковать совместный сон, постоянно разговаривать с малышом, улыбаться и эмоционально реагировать на его проявления. Только достаточно насытившись близостью, ребенок может спокойно начать отделяться. Делает он это постепенно.

Важно заметить, что обычно мама также находится в слиянии со своими детьми. Она говорит «мы», тревожится, когда оставляет малыша, волнуется и много думает о нем. Мама получает удовольствие от общения с ребенком. Об этом позаботился организм матери на гормональном уровне. Находиться в симбиозе до шестимесячного возраста малыша является естественным для диады ребенок-мать. Если на этом этапе оба в достаточной степени насытились друг другом, то отделение будет проходить относительно легко. Если мама видит в своем ребенке себя маленькую, то отделяться будет сложнее.

 

Этап противозависимости

Если период слияния прошел успешно, малыш начинает постепенно отделяться от взрослых. Это заложено природой: ребенок переворачивается, сидит, а затем ползет. Ходьба и речь также способствуют отделению, освоению пространства и психологическому формированию «Я» ребенка. Временные рамки данной фазы обычно ограничены тремя годами. До этого периода ребенок изучает себя, свои границы и пространство. Важно понимать, что когда ребенок кусается, щипает маму или дерется, задача родителей – не терпеть, а реагировать (убирать руку, объяснять). Так ребенок будет учиться распознавать границы и выделять себя. Если малыш пополз, не стоит сажать его в манеж. Лучше очистить пространство от опасных предметов, чтобы ребенок мог спокойно познавать окружающий мир – это сейчас его основная задача. Положите в нижние ящики тряпки, игрушки, безопасные предметы, чтобы малыш мог изучать территорию квартиры. Купите заглушки для розеток. Пусть ребенок активно изучает мир вокруг.



Речь и ходьба также способствуют отделению. Лучше не использовать поводки и вожжи. Это связано не только с анатомией и физиологией: когда ребенок падает, он учится быть более аккуратным, а реакция взрослых на падения формирует у него отношение к ошибкам. Если малыш упал, важно посмотреть, как он сам реагирует – не надо выдавать свою реакцию сразу. Если вы видите, что с ребенком все в порядке, он поднялся и побежал дальше, пусть так и будет. Если малыш плачет, то вы можете поговорить о том, что произошло: «Я вижу, ты упал, тебе больно/ты испугался, давай я тебя пожалею». Обычно после этих слов, если падение было легким, ребенок быстро успокаивается и идет дальше. Но он точно знает, что родители — это люди, которые готовы поддержать, на которых можно опереться.

Дети любят играть в прятки и убегать от родителей. Эти желания тоже важно поддерживать. Малыш в игре имитирует отделение. Если родители постоянно водят малыша за руку, не разрешают ему отходить и убегать, то привязанность может стать тревожной, а отделение болезненным либо невозможным. Если мама готова отпустить ребенка, она будет всячески способствовать этому процессу: хвалить за самостоятельность и в разумных пределах поддерживать его выбор. 

Этап независимости

Временной промежуток данной стадии — от 3 до 6 лет. Ребенок ходит в садик, на кружки. Он способен какое-то время находиться без родителей, но они все равно остаются значимыми для него. Именно на этой стадии можно определить, успешно ли прошли предыдущие этапы. Если ребенку сложно находиться без родителей даже в возрасте 5-6 лет, он начинает испытывать страхи, плачет, боится оставаться один, то можно говорить о тревожной привязанности. Вероятно, есть проблемы на предыдущих фазах либо родители испытывают тревогу сами в связи с отделением. Такое поведение тоже встречается. Здесь важно задать себе вопрос: готов(а) ли я отпустить своего ребенка? Очень часто бывает, что тревога может быть связана с тем, что мама наоборот слишком рано стала предлагать ребенку стать самостоятельным. Здесь важно понимать основное правило: всему свое время.

Этап взаимозависимости

Эта стадия является очень важной, так как именно в возрасте от 6 до 12 лет ребенок учится приближаться и отдаляться. Учитель, сверстники, снова возвращение к авторитету родителей. Основная задача мамы и папы сейчас поддерживать ребенка в его поиске, не отвергать, не привязывать к себе, а давать свободу, уважать секреты, выбор друзей и увлечений, понимать, что детям интересно ходить в гости, оставаться ночевать у друзей, изучать мир более полноценно. Но пусть родители всегда будут открыты для тревог, страхов и переживаний ребенка, он еще слишком нуждается в них.

Что же происходит, если ребенок все-таки не отделяется от родителей? Поведение взрослого человека может уйти в одну из крайностей: слишком сильное слияние или наоборот, страх близости.

Как отмечалось выше, не только ребенок отделяется от мамы, но и мама переживает отделение от малыша. Обычно женщине сложно отпускать от себя ребенка в следующих ситуациях:

  1. Когда мама не смогла побыть достаточно долго с ребенком на этапе симбиоза, она как будто пытается наверстать период детства. 
  2. Если у мамы не было своего детства, она может попытаться воплотить его со своими детьми. Пока ребенок совсем маленький, мы можем с легкостью придумывать за него, что он чувствует и о чем думает, и брать безусловную любовь, которую могли по каким-то причинам не получить от своих родителей. Но если родитель видит в маленьком ребенке себя, то здесь могут начаться проблемы. Мама начинает удовлетворять свои потребности, а не малыша. Допустим, саму маму в детстве постоянно оставляли то с бабушками, то у соседей. Вследствие этого она может сильно тревожиться, если дети находятся с другими людьми. Здесь важно осознать, что мама и ребенок — это два разных человека, и у каждого своя жизнь, свои потребности и чувства.
  3. Когда у матери нет своих увлечений. Если жизнь женщины сконцентрирована только вокруг детей и быта, ей может быть сложно смириться с тем, что ребенок уже не нуждается в своей матери в такой степени, как она в нем. Что можно сделать? Найти хобби и интересы, что не будут связаны с ребенком и от которых женщина сможет получать удовольствие. Только тогда будет проще принять то, что у ребенка есть свои собственные интересы, стремления и позиции, возможно, отличающиеся от родительских. 

Очень важно понять, что если ребенок не отделился от родителей вовремя, то сделать это в 20, в 30 или в 40 лет будет сложно и болезненно. Человек может иметь работу и семью, но это не является критерием отделения и самостоятельности, если родители все еще влияют эмоционально. Только в том случае, если взрослые дети живут отдельно, сами принимают решения, но с радостью общаются с родителями, мы можем говорить о сепарации.

Признаки того, что взрослый человек не отделился от родителей

Неуспешность отделения от родителей можно определить по следующим признакам:

  • страх мнения отца и матери;
  • слишком сильное влияние мнения родителей;
  • постоянные конфликты;
  • желание прекратить общение.

В заключение хочется отметить, что отделение ребенка от мамы — это обоюдный процесс. И очень часто слишком идеальные родители не способствуют его протеканию. Когда мать и отец готовы безоговорочно удовлетворять все потребности ребенка, стимула взрослеть и становиться самостоятельным нет. С детства поощряйте желание ребенка иметь свое мнение, уважайте его чувства и постепенно передавайте ответственность за удовлетворение своих потребностей. Пусть он сам сообщает, что хочет спать или кушать, говорит о том, с кем ему нравится дружить и чем заниматься. Уважайте выбор, но оставайтесь надежным взрослым, к которому всегда можно прийти за поддержкой.

Лучшее

Что почитать ребенку в 5 лет
В избранное
Что почитать ребенку в 5 лет
Как не срываться на ребенка
В избранное
Как не срываться на ребенка

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Статья полезна?1
В избранное

Для написания комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

Гость
Всё верно написано.сейчас моя дочка начала ходить в сад.ей три года.сначала было очень сложно не только ей,но и мне.Позже я поняла что моя тревога за неё передаётся ей,дети очень чувствительные и улавливают настроение родителей с полуслова и с полувзгляда.Я подумала-если не начать отлучаться сейчас,то потом может быть ещё сложней.И многое переосмыслив всё у нас получилось)))
Марина НовиковаДарья Захарова (Филина)
Эксперт
все верно, но с отлучением тоже не стоит торопиться. тут действует принцип "лучше поздно". рано дети не всегда готовы к такой разлуке, поэтому здесь важно смотреть по каждой конкретной семье. все дети очень индивидуальны. я знаю немного позитивных походов в садик в 2 года, а знаю, когда и в 4 ребенок не готов.

Сообщите нам об ошибке

Вставить изображение

Графические файлы до 5мб

Пожалуйста, заполните все необходимые поля.

Пожалуйста, подтвердите, что не являетесь роботом.

Экономьте до 30% с 1000sovetov.ru

Получайте классные подборки интересных и недорогих товаров с Aliexpress каждую неделю!