«Токийский скиталец» рецензия
Наверх страницы
Выбрать тематикуеще 12

«Токийский скиталец»: о малоизвестном японском фильме, который вдохновил великих режиссеров

Опубликована 06.04.2020
Прочтения: 337

Сегодня говорим о стильном гангстерском фильме, повлиявшем на многих знаковых режиссеров современности.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
А вам уже исполнилось 18?

Сэйдзюн Судзуки удивительный режиссер. Известный в основном в узких кругах, он снял более 40 фильмов категории В, при этом до 80-х годов был практически неизвестен на Западе. Его талант открылся широкому зрителю лишь благодаря ретроспективам и фестивалям. В итоге, Судзуки получил мировое признание и оказал огромное влияние на Тарантино, который отдал дань уважения режиссеру в «Убить Билла», на Джармуша, использовавшего несколько запоминающихся приемов Судзуки в своих фильмах, и на Рефна, включившего «Токийского скитальца» в свой топ любимых фильмов. Именно о «Токийском скитальце», который опередил свое время и стал образцом киноавангарда, и пойдет речь.

1000sovetov.ru1000sovetov.ru



Описывать сюжет картины сложно, но можно. В центре бывший член банды якудза Тэцу, который вместе со своим боссом Куратой решает завязать с криминальным бизнесом. По закону жанра порвать с преступными делами не так уж и просто, и за Тэцу начинается самая настоящая охота. Чтобы обезопасить себя и своего начальника, которому герой бесконечно предан, он вынужден скитаться. Блуждания по японской местности оказываются кровавой бойней, в которой настырные гангстеры ну никак не хотят оставить Тэцу в покое. Такие дела.



Сразу стоит отметить, что «Токийский скиталец» принадлежит к особому жанру японского кино под названием якудза эйга, который был максимально популярен в 50-е и 60-е годы. Не сложно догадаться, что жанр рассказывает о якудза, как, например, вестерны о ковбоях. Однако фильм Судзуки выделился и здесь. Отказавшись от чрезмерной романтизации образа японского гангстера, режиссер в критической форме обращается к аспектам социальным и моральным. Отчасти поэтому фильм и опередил свое время, ведь к подобной критике явления авторы придут чуть позже — в начале 70-х.



Это не все. Кроме завуалированного осуждения, Судзуки прибегает к еще одному приему — пародии. Да, он насмехается над жанром и делает это очень мастерски. Весь фильм пропитан абсурдом, что напрямую влияет на восприятие опасных бандитов. Порой становится даже смешно, несмотря на всю серьезность их намерений, точность выстрелов и максимальную детализированность драк. Одна из таких сцен — сцена в лифте — хотя и подразумевает напряжение и опасность, заканчивается абсолютно комически и вызывает у зрителя сильное недоумение.



С первого взгляда «Токийского скитальца» можно принять за странную киноавантюру, в которой отсутствует не только логика, но и осмысленный сюжет. Однако это далеко не так. Судзуки целенаправленно усложняет повествование, делает его гротескным и сюрреалистичным, полностью разрушая зрительские ожидания о классическом гангстерском фильме. Нет, это далеко не классика, это самый настоящий авангард, который здорово приправлен джазом, черным юмором и перестрелками.

1000sovetov.ru1000sovetov.ru



Кстати, о джазе. «Токийский скиталец» сочетает в себе великое множество жанров и один из них — мюзикл. Весь фильм пропитан музыкой и она является его важной частью: ни о чем не подозревающие японцы бодро танцуют в том самом клубе, где в закромах ведутся грязные дела; возлюбленная Тэцу на протяжении всей ленты поет лиричную песню об одиноком скитальце, который не может найти покоя; ее же напевает главный герой, пока блуждает по заснеженной Японии и так далее. И хотя музыка в фильме разная, она отлично вплетается в сюжет и дополняет его своим настроением, порой подкрепляет и без того абсурдный фильм абсурдным оттенком — например, когда не совсем соответствует происходящему на экране. Помимо мюзикла, Судзуки вдохновлялся и американскими вестернами: об этом говорит эпизод схватки на железнодорожных путях и массовая драка в салуне, который полностью стилизован под западный стиль.



«Токийский скиталец» визуально выглядит очень стильно. Речь идет не только о декорациях — причудливом геометрическом антураже клуба, где поет возлюбленная Тецу, неоновых вывесках, на фоне которых то и дело мелькают якудза, странных, но эффектных скульптурах. Речь идет и о сочетании цветов. Здесь пастель соединяется с яркими красками, минималистичный белый с кроваво-красным, черным или светло-голубым. Некоторые сцены имеют один доминирующий цвет, а в других на неприметном фоне выделяется лишь один объект, к которому приковано все внимание. Судзуки в этом фильме оказался великолепным визуализатором и мастером игры с цветом, светом и тенью. А еще на протяжении всей ленты в глаза бросается необыкновенная гармония традиционного японского минимализма, заметного во многих сценах, с порой избыточной западной обстановкой. Фильм был снят в 1966 году, но выглядит необыкновенно свежо даже сейчас.

1000sovetov.ru1000sovetov.ru



При довольно незамысловатом сюжете, «Токийский скиталец» затрагивает многие социальные и нравственные аспекты жизни японца. Например, такие важные понятия как долг, верность и честь. Не зря Тэцу в одной из сцен говорит, что верность хозяину гораздо важнее любви. И действительно, он готов пойти ради Кураты на многое — на скитания, отказ от спокойствия и возлюбленной. В другом эпизоде один из якудза сообщает, что для него нет понятия чести — только деньги и власть имеют значение. Как раз в этих противоречиях скрывается конфликт. Ведь для Тэцу нет ничего важнее верности и долга, а для гангстеров эти понятия не значат ничего. В конце фильма герой убедится в этом на собственной шкуре, пережив предательство того, кто отвернулся от своих идеалов ради денег и власти.



Предложив логике удалиться из кадра, Судзуки создал очень интересное сочетание абсурда и криминального триллера с элементами черной комедии. Происходящее на экране порой парадоксально, ситуации — фарс, а за содержанием диалогов действительно сложно уследить. Но это далеко не минус. Благодаря стилистике и визуальной составляющей, «Токийский скиталец» стал по-настоящему знаковым фильмом, который отошел от классической стилистики якудза эйга и стал чем-то новым и уникальным. Благодаря экспериментам, которые Судзуки применил несмотря на протесты студии, фильм можно часами разбирать по полочкам и до конца в нем так и не разобраться.



Когда фильм вышел в прокат, студия Никаццу, финансировавшая съемки, была очень недовольна. Им и раньше не нравился абсурдистский стиль Судзуки, а «Токийский скиталец» стал его квинтэссенцией. После этой ленты, студия урезала бюджет и разрешила снимать только в черно-белом цвете. Тогда режиссер создал сюрреалистичного «Рожденного убивать», некоторые приемы которого использовал знаменитый Джармуш. Это стало последней каплей и Судзуки со скандалом уволили. Руководство студии тогда не оценило необычный авторский стиль режиссера и то, что он снял невероятно знаковое кино. Без «Токийского скитальца» возможно не было бы «Убить Билла» Тарантино. Да-да, я не шучу. Влияние японского предшественника заметно невооруженным взглядом — в геометрии кадра, обращении к японской тематике, работе камеры, стилистике и музыке.

Вот такой великолепный фильм, о котором почти никто не знает. А жаль, потому что «Токийский скиталец» — это работа высочайшего уровня, без которой кинематограф был бы другим.

Главное фото: 1000sovetov.ru

Подписывайтесь на наш канал

Яндекс.Дзен


Лучшее за неделю

1
Курс рубля: от каких факторов зависит положение «россиянина»
2
Как почистить стиральную машинку
3
Как самостоятельно отремонтировать зонтик
4
Маска для волос из авокадо - рецепты в домашних условиях
5
Как приготовить хот-дог в духовке

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Статья полезна?0
В избранное

Есть что добавить?

Мы будем рады видеть мнения читателей о материале в комментариях!

Комментарии(0)

Пока не добавлено ни одного комментария. Будьте первым!

Для написания комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

Войти через соцсети

Прежде чем авторизоваться, необходимо согласиться с условиями сайта

ИЛИ

Перейти на главную

Поверьте, там очень много интересного!

Сообщите нам об ошибке

Вставить изображение

Графические файлы до 5мб

Пожалуйста, заполните все необходимые поля.

Пожалуйста, подтвердите, что не являетесь роботом.

Хотите получать подборку интересных статей?

Подписывайтесь и читайте материалы от редакции 1000sovetov.ru в электронном ящике!

* Предоставляя адрес электронной почты и подписываясь на рассылку путем нажатия соответствующей кнопки, Вы автоматически даете согласие на получение сообщений рекламного и информационного характера.